Пишет Гость:
10.12.2014 в 15:16
Смыслы и ТИМ
Здравствуйте. Вопрос: понимание всяких смыслов, намеков, метафор и "что хотел сказать автор" - это ведь интуиция, черная, в первую очередь? Так вот, как у вас с этим: можете/не можете, любите/не любите, боитесь/не боитесь? Элементарно, представьте, школьное сочинение написать нужно - а вы читали только произведения, то есть, чего от вас ждут, не знаете совсем. Возникнут мысли " а что обо мне подумают", "выставлю себя идиотом", напротив, "о, щас повеселюсь", "ну, что ж, сейчас напишем"?
ТИМ указывайте, please
URL комментарияЗдравствуйте. Вопрос: понимание всяких смыслов, намеков, метафор и "что хотел сказать автор" - это ведь интуиция, черная, в первую очередь? Так вот, как у вас с этим: можете/не можете, любите/не любите, боитесь/не боитесь? Элементарно, представьте, школьное сочинение написать нужно - а вы читали только произведения, то есть, чего от вас ждут, не знаете совсем. Возникнут мысли " а что обо мне подумают", "выставлю себя идиотом", напротив, "о, щас повеселюсь", "ну, что ж, сейчас напишем"?
ТИМ указывайте, please
интуиция
но не только черная
белая интуиция тоже любит рассматривать любую ситуацию, событие с разных точек зрения, под разным углом и срезом реальности, и способна видеть самые неожиданные ассоциации и параллели с другими событиями и явлениями
метафоры вообще чаще к БИ относят
Элементарно, представьте, школьное сочинение написать нужно - а вы читали только произведения, то есть, чего от вас ждут, не знаете совсем. Возникнут мысли " а что обо мне подумают", "выставлю себя идиотом", напротив, "о, щас повеселюсь", "ну, что ж, сейчас напишем"?
первая мысль, что за человек будет это в итоге читать и как бы лучше ему представить свой поток мыслей, чтоб он понял (или не понял, или понял, но не совсем то - в зависимости от целей)
если человек в итоге не поймет - учтем на будущее, что в следующий раз надо писать попроще
Так вот, как у вас с этим: можете/не можете, любите/не любите, боитесь/не боитесь?
очень нравится и радует сама идея нахождения разных смыслов для разных людей в одной фразе и я часто высказываюсь таким образом, чтобы мою фразу можно понять разными способами и большая часть этих способов будет правильная
и не всегда это делаю специально, иногда такая многозначность высказываний сама собой получается
Бальзак
Сочинения писал с гордостью, радовался, что могу продемонстрировать свой интеллект. Так увлекся, что после школы поступил на филфак, где навык отыскивания отсылок и аллюзий развили и углубили еще больше.
Гамлет
Именно это мне интересно. Просто у меня это выглядит как задание со вполне четким и выводимым ответом, так что получается игра в угадайку - а если не соображу, чего от меня хотят, значит, самдурак.
ТС.
От ситуации зависит. Порассуждать на тему, которая вполне видна, найти к ней отсылки и указания - это я могу. Но разыскивать смысл там, где его, возможно, никогда и не было и высасывать из пальца объяснения "что хотел сказать автор" - с этим не ко мне. "Очень милые стишки, - сказала Алиса задумчиво, - но понять их не так-то легко. Наводят на всякие мысли - хоть я и не знаю, на какие..." (с)
А на "что хотел сказать автор" вспоминается известный анекдот про синие занавески.
Бальзак
мне тайные смыслы пофигу. мне давали в школе задание - раскрыть образ паровоза, я его раскрывал, как хотел, высасывал из текста про поезд по максимуму, крутил-вертел, если вдохновляло меня, что поезд - он как кулачина дяди Пети, когда дед Вася у него бутылки водки скомуниздил, и все это - символ революции, я об этом писал. чего от меня ждет учитель и как правильно будет я не думал, подстраиваться под кого-то с пеленок не для меня. причем здесь ЧИ мало понимаю.
Дон
я всегда только произведения читала, а надо было еще что-то делать, чтобы писать сочинения? если внимательно прочесть заданный текст и уловить тему, которую нужно раскрыть, то все пишется легко и здорово. всегда любила писать сочинения - отсылки, намеки и смыслы тоже запросто. никогда не волновалась про "что подумают", это была моя самая сильная зона уверенности в школе) помню, даже как-то сочинение по истории написала на отлично в таком духе, типа "как повлияло такое-то событие, в чем суть, великий замысел и бла-бла-бла", когда надо было просто события пересказать. но я по теме была не очень готова, и ориентировалась интуитивно только по тому, что в самом вопросе было написано.
бальзак.
Ну, по идее, еще на обсуждениях присутствуют, вроде.
Зависит от произведения как бы. А то в некотором современном исхуйстве я даже не хочу пытаться искать, всё равно не найду.
А если кому-то нужно от меня сочинение на тему "Что хотел сказать автор", я включаю фантазию и выдаю несколько вариантов, пусть выбирают, откуда мне знать, что автор там имел в виду на самом деле? При условии, если это нормальная признанная классическая литература (ну тот же Джек Лондон и Достоевский, например).
Роб.
Роб, да, я именно о случаях, когда какбэ установлено что-то и есть академический взгляд.
Но, может, если бы препод у нас был нормальный, я бы и любила это занятие.
В универе просто выдавала полотно на тему скрытых смыслов мотивации персонажей, и ограничивал меня только предполагаемый объём сочинения. Сказано - напишите не более шести листов, ну я шесть и пишу, в конце шестого делаю быстренько вывод и сворачиваюсь, а так могла бы написать ещё шесть. И это никогда особо много времени и мысленных потуг у меня не занимало.
Робеспьер
Тут даже не понял сначала, в чем сложность-то, оно всегда так было в школе))) Рассказываешь, что видишь, и усе. Но наверное сборники школьных сочинений кому-то нужны, раз их издают.
А так, мне очень нравится находить и придумывать смыслы. Они все уже есть, можно повертеть ситуацию в произведении, покрутить метафоры, увидеть что-нибудь новое. По-моему, несложно. А оборот "что хотел сказать автор" это просто штамп такой. Конечно, учителя хотят услышать, что увидел и понял ученик в произведении (ну или какую критическую литературу он прочел дополнительно, если у него с этим сложности). Никто не требует быть телепатами, это ж смешно )))
Робеспьер
Да, и ЧИ, и БИ, способствуют.
Так вот, как у вас с этим: можете/не можете, любите/не любите, боитесь/не боитесь?
Улавливать общую суть - задача базового ЧИ, его карма и жизненный крест. Могу, люблю, само собой.
Метафоры и намёки - красивая вещь, ими можно оперировать, почему бы и нет.
Элементарно, представьте, школьное сочинение написать нужно - а вы читали только произведения, то есть, чего от вас ждут, не знаете совсем. Возникнут мысли " а что обо мне подумают", "выставлю себя идиотом", напротив, "о, щас повеселюсь", "ну, что ж, сейчас напишем"?
Второе, это, конечно, хороший способ развлечений, но оперировать дополнительными смыслами вперёд реальной сути (а в сочинениях требуется именно это), вопрос, зачастую относящийся скорее к связке БИ-ЧЭ, если честно. Я имею в виду то, что было выше сказано Робеспьером о "повангуйте что имел в виду автор" и проч.
Вот раскрывать внутреннюю суть, разнообразный потенциал - это к ЧИ, и в этом плане, школьные сочинения редко когда реально нуждались в таких моих талантах, в отличие от иностранных языков, например. Процесс перевода вполне приятная вещь, особенно если допускать сильные вольности, исходя из понимания общего текста.
Несмотря на это, мне досталась в школе неплохая преподавательница по русскому языку, так что я имела возможность для некоего творческого диапазона (сейчас мне было бы мало, но тогда моё мнение не было сильно нестандартным по её меркам).
И... всё-таки, потенциал пыльных классических произведений изжёван и набил оскомину, увы. Я чувствую некоторое раздражение, когда думаю о художественной литературе.
В конце концов, 90% её свой потенциал и смысл выпячивают грубым и уродливым комом, не удосуживаясь ни предложить нам хорошую игру, ни давая красивых и нестандартных мыслей (Гашек со своим Швейком - конечно, исключение, радость моя, хоть и грубоват, и прост - но как! -, короче, дуальность, наверное, сказывается), ни стремясь к хоть сколь-либо сложному сюжету. За мою книжную жизнь, пожалуй, не разочаровали меня пока еще только футуристы и иже с ними.
Просто у меня это выглядит как задание со вполне четким и выводимым ответом, так что получается игра в угадайку - а если не соображу, чего от меня хотят, значит, самдурак.
Какая забавная прелесть. Могу ли я поинтересоваться вашим тимом?
Дон, вестимо.
Мне часто кажется, что автор вообще не о том говорил, все слишком поверхностно судят и вообще это слишком личное, зачем обсуждать, это обесценивает произведение и впечатление от него. Я люблю проживать текст как маленькую жизнь, заныривая в него с головой, а не расчленять на синие занавески и характеры. До сих пор не понимаю всех этих пережевываний. А вот обсудить красоту слога, игру метафор и т.п. я люблю, это кажется аполне объективным и поддающимся "измерению и анализу".
Но я полагаю, я просто ни разу не гуманитарий ))
Дон
В метафорах ничего не понимаю. Опять же, потому что неинтересно. Когда мне неинтересно - просто соображалка не включается совершенно.
А ещё считаю, что это нечестно и лицемерно - поддакивать чьему-то мнению, не имея собственного (а имея его - так тем более), делать вид, будто думаешь, угадывать, что от меня хотят, вспоминать, что писал какой-то критик, что думает учитель и выдавать это за собственные мысли. Задавая писать сочинения, нас учат обманывать, поддакивать и заглядывать кому-то в рот. И я очень не люблю, когда по уже моему творчеству пишут подобные сочинения (а были случаи). Нет своих мыслей - не пиши ничего, только не пытайся угадать, "чего от тебя хотят услышать". Мерзко и обидно. Вот если своё мнение действительно есть, живое, искреннее, не высосанное из пальца, не вымученное - это ж совсем другое дело! На учёбе так было не очень можно (чисто по моему опыту), но по жизни очень хочется - воспринимать от других и высказывать самой. То, что самому показалось, а не то, что от тебя якобы хотят услышать. Это важно. Я люблю проверять, поняли ли мою идею и поняла ли я чужую мысль. При полностью честном и непосредственном высказывании это легче своевременно проверить и прояснить какие-то непонятки, либо обнаружить, что мы с собеседником на одной волне.
То ли Гексли, то ли Достоевский, во всяком случае, чёрный интуит.
Не поняла пример.
А что еще надо читать, кроме произведения? Я ж не оценку критиками оного произведения анализирую. К сочинению есть тема, от нее и плясала. Ждут от меня грамотного раскрытия этой темы в рамках прочитанного и понятого, всё.
Что хотел сказать автор, знает только автор. Если я как-то иначе интерпретировала написанное, то это не мои проблемы, ибо я не телепат.
Метафоры и иносказания с двойными контекстами и подтекстами не люблю, если ТС об этом.
Макс
Гамлет.
+1 Дон, я тебя хочу! камент твой понравился очень)))
представьте, школьное сочинение написать нужно - а вы читали только произведения, то есть, чего от вас ждут, не знаете совсем.
ТС, что значит "чего от вас ждут не знаете совсем"? О_о есть книга, есть тема сочинения - что тебе еще надо? глас ангела "побольше соплей во введении и не забудь про эпизод с танцем Наташи Ростовой в национальном костюме"? голову можно сломать, пытаясь понять, что ты имел в виду.
отвечаю как поняла:
ИМХО
1) интуиция и та и другая, но не только. многие метафоры и намеки можно понять только имея определенный культурный уровень. а "что хотел сказать автор" во всякой беллетристике наверное чаще быстрее ухватывают этики-интуиты, которые отбрасывают детали и видят все в целом и так же быстро забывают
2)сочинения и вообще что угодно могу написать на любую тему и так было всегда, работа и хобби связаны тоже с писаниной. очень нравится пронзать всяческую инфу, формулировать покороче и более понятно. метафоры и прочие тайные смыслы между строк никогда не вызывали затруднений. я всегда считаю, что правильно поняла смысл или как минимум нащупала один из смысловых уровней, который мне доступен на данном этапе развития))) спорить на эту тему смысла не вижу при этом - книжка есть просто продукт чьей-то психической деятельности, мало ли что туда вкралось и кто это как мог интерпретировать. есть вещи и поважнее))
гам первологик
А, и да: что-то типа "автор хотел сказать, что..." я могла бы себе позволить только в случае, если произведение совсем уж одномерная агитка с лежащей на поверхности моралью. Для всего остального - только "а может быть, автор хотел...", "выглядит так, будто...", "отсюда можно вынести мысль, что...".
при всём при том явно не сенсорик, предположительно иээ